Контактная информация

Партнеры

Вакансии


«Томский топливный» — здесь делают первое русское топливо стандарта Euro 4

Задача:

Придумать звучное «разговорное» название Томскому НПЗ. Создать лаконичный знак и фирменный стиль, символизирующие «экологичный» подход к нефтепереработке.

Название:

Данное наименование вводимого в действие промышленного объекта обладает рядом психологических, коммуникативных и маркетинговых преимуществ перед традиционно принятой промышленной аббревиатурой  Томский НПЗ.

Яркость на фоне других

Название существенно отличается по словообразованию, становится более заметным от всех прочих существующих в стране НПЗ. Омский НПЗ, Уфимский НПЗ, Ачинский НПЗ… Томский Топливный. В таком ряду прежде всего обращаешь внимание на название Томский Топливный, а уже потом начинаешь разбираться, чем отличаются друг от друга все остальные из перечисленных заводов. Тем самым уже на уровне обозначения завода подчёркивается революционность и значение применяемой на заводе технологии.

Психологические преимущества

Название «Томский Топливный» произносить быстрее, чем «Томский нефтеперерабатывающий завод», и так же по скорости, как «Томский НПЗ». Однако рядовое человеческое сознание не любит аббревиатур и сокращений, в то время как название «Томский Топливный» сразу понятно, в нем есть сила и эмоциональная теплота.

Рабочие, которые будут трудиться на этом градообразующем предприятии, будут чувствовать гордость и сопричастность процессу. Название «Томский Топливный» связывается с рабочим жаргоном, звучит очень по-народному, фольклорно и провоцирует частое употребление этого названия в бытовой речи. Фраза «Я работаю на Томском Топливном» звучит более весомо и победоносно, чем «Я работаю на Томском НПЗ».

Местная специфика

Словосочетание «Томский Топливный Завод» звучит более регионально, локально, чем Томский НПЗ. В такой фразе сразу же проявляются сибирские традиции, связь с рабочими династиями и т. п. Если выполнить знак и логотип Томского Топливного, используя, например, исторические цвета местного герба, это будет очень оправданно и символично.

Удобно произносить. Данное название легче запомнить непрофессионалам, дилетантам и людям, далеким от нефтеперерабатывающей промышленности. Оно легко произносится, его не нужно сокращать до аббревиатуры (как это было с большинством громоздких названий предприятий в советские годы). В названии есть игра повторяющихся звуков в начале (ТОмский ТОпливный), что делает название более запоминающимся. Подобным приёмом созвучия начальных букв пользовались многие успешные мировые и отечественные звезды при выборе псевдонимов  Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Аркадий Арканов, Григорий Горин и т. п.

Данный способ наименования является одним из проверенных стратегических приёмов экономии средств на продвижении. Можно с уверенностью утверждать: рабочим завода, журналистам и специалистам будет хотеться повторять это название снова и снова, что не может не сказаться на позитивном паблисити и запуске так называемого «сарафанного радио». Вряд ли это произойдёт, если завод будет носить традиционное и менее интересное название НПЗ.

Знак:

 Цветовое решение комбинированного знака-логотипа представляет собой сочетание тёмно-жёлтого и насыщенного серого, почти чёрного цветов. Исторически выбор такой гаммы соответствует первому гербу (эмблеме) Томска (Знаменный гербовник, 1729—30), описание которого недвусмысленно: там был изображен серебряный «человек, стоявший в рудокопне, в руках рудокопательные инструменты, поле жёлтое».

Однако выбор цветов имеет и современное аллегорическое объяснение — чёрный цвет обозначает нефть, а жёлтый — положительную, созидательную энергию находящегося в зените солнца, естественного источника тепла и света. Таким образом, цветовая гамма подчеркивает единство, гармонию нефтеперерабатывающей промышленности (чёрный) и природы (тёмно-жёлтый). Томский Топливный не эксплуатирует природу, хищнически извлекая выгоду из предоставленного ей ресурса, но действует сообразно органическим законам развития, не нарушая мировой гармонии.
В связи с этим, следует акцентировать внимание на важности фона — комбинированный знак-логотип может быть помещен только на белый фон, символизирующий чистоту и главный принцип работы предприятия: «Не навреди!»

Знак представляет собой тёмно-жёлтый квадрат, в центр которого помещены две заглавные литеры «Т» чёрного цвета, соединённые друг с другом. Графически эта композиция насыщена смыслами: она символизирует и промышленное здание, и бороздку от ключа, и промышленную деталь, и лаконичный план промышленного здания. Форма квадрата диктует эмоциональную устойчивость и земную стабильность. Знак может использоваться отдельно от логотипа, но чаще представляет собой единый ансамбль вместе с логотипом и дополнительным графическим элементом  жёлтой стилизованной стрелкой, означающей развитие и движение вперед.

 Знак «Томского топливного» лаконичен до аскетизма. Простой и в то же время запоминающийся промышленный логотип. Шрифт графемы — FreeSеt — прост и изящен. Он одновременно протходит и для сплошного набора, и для акциденции. Разработанный в 1992 году Тагиром Сафаевым на основе шрифта Frutiger фирмы Mergentbaler Linotype (1976), созданного Адрианом Фрутигером, он остаётся самым самым любимым и востребованным в нашем Отечестве.

Исполнители:

Арсений Ли .................
арт-директор, дизайн
Георгий Цеплаков
................. нейминг

Благодарим за всестороннюю помощь Андрея Адольфовича Беседина и Александра Геннадьевича Шершевского.